Системы безопасности автомобиля
Автомобильная техника является средством повышенной опасности, поэтому при ее производстве и конструировании большое внимание уделяется созданию систем, повышающих безопасность при эксплуатации механических транспортных средств. Объединяющий пассивные и активные элементы автомобильный комплекс системы безопасности снижает риск тяжелого травматизма участников дорожного движения при аварии. Эффективность функционирования комплекса в опасных дорожных ситуациях обеспечивается совокупностью конструктивно простых вспомогательных элементов и технически сложных систем.
Элементы пассивной безопасности
Основное их назначение состоит в снижении вреда для здоровья водителя и пассажиров в том случае, когда дорожно – транспортное происшествие уже произошло. К способам пассивной защиты относятся:
- выполненные из прочного материала ремни, удерживающие при столкновении машин тела находящихся в салоне людей на своем месте;
- быстро заполняющиеся газом в момент аварии матерчатые мешки, предохраняющие от травм голову и лицо человека;
- защищающие шейный отдел позвоночника при ударе сзади регулируемые подголовники;
- принимающие на себя ударную нагрузку задние и передние бамперы;
- колонка рулевого управления складывающаяся при аварии;
- рычажное крепление двигателя на салазках направляющих его под днище машины при столкновении;
- изготовление автомобильных стекол по специальной технологии, предотвращающей возникновение режущих осколков при нарушении их целостности.
Элементы активной безопасности
Основное назначение этих систем состоит в предотвращении возникновения аварийных ситуаций.
При этом надо понимать, что вся ответственность за безопасность дорожного движения лежит на водителе, электронные помощники только облегчают управление и помогают исправлять незначительные оплошности.
Вождение автомобиля в различных дорожных ситуациях и погодных условиях облегчается при использовании следующих устройств:
АБС – антиблокировочной системы
Это устройство предотвращает блокирование колес при нажатии на педаль тормоза, позволяя водителю сохранять контроль над управлением автомобиля. Особенно эффективно применение АБС в условиях гололедицы или при движении по мокрой дороге.
При снижении скорости вращения одного из колес по сравнению с остальными, давление в тормозной системе изменяется, предотвращая его блокировку. Более подробно о работе антиблокировочной системы и ее датчиках, возможных неисправностях и способах их устранения можно ознакомиться, перейдя по ссылке.
EBD – распределение тормозных усилий
Предотвращает возникновение заноса за счет равномерного распределения сил торможения по осям автомобиля.
Установленные в ступицах колес датчики отслеживают наличие или отсутствие пассажиров на заднем сиденье, выравнивают тормозное усилие на внутренних и внешних колесах в повороте.
ESP – система курсовой устойчивости
Устройство дает возможность уверенно сохранять нужную траекторию движения автомобиля за счет исключения пробуксовки и блокировки колес. Предотвращается занос задней и снос передней оси автомобиля. В конструкции предусмотрена возможность просушивания тормозных накладок при поездках под дождем.
Brake Assistant – система экстренного торможения
Контролирует дистанцию между транспортными средствами.
Замедляет автомобиль вплоть до полной остановки при резком торможении впереди идущей машины или повышает силу воздействия на педаль тормоза при слабом нажатии.
Некоторые автомобили оснащаются устройствами, помогающими двигаться на подъеме или спуске, блокирующими межосевой дифференциал, облегчающими парковку радарами и так далее. Производители постоянно работают над усовершенствованием элементов безопасности, но только соблюдение правил дорожного движения, аккуратное и внимательное вождение обеспечивает сохранность дорогостоящей техники, жизнь и здоровье водителя, пассажиров и пешеходов.