Ремень безопасности
Пояса безопасности в машине — настолько привычная вещь, что многие ими пренебрегают. А если и пристегиваются — то скорее на случай встречи с инспекторами ГИБДД. Однако пристегнутый ремень нужен вовсе не «стражам дорог» — известно немало случаев, когда именно благодаря этой детали сидящий в салоне оставался жив.
Что это такое?
Ремень представляет собой удерживающее устройство, которое в случае казуса на дороге удерживает корпус сидящего в одном положении и не дает ему вылететь из кабины или удариться о твердые части салона.
Стандартный пояс безопасности состоит из:
- фиксированных и подвижных креплений;
- замка;
- катушки с инерционным натяжением;
- преднатяжителя;
- ограничителей.
Обычно, говоря про ремни безопасности, подразумевают пристегнутого водителя и того, кто сидит рядом — в так называемом «кресле смертника». Сзади в стандартных моделях легковушек они часто не предусмотрены.
Задние ремни безопасности
Однозначно ответить на вопрос, что будет, если автовладелец не позаботился о безопасности сидящих сзади, невозможно. Это зависит от того, предусмотрены ли они на конкретной модели — на большинстве авто до 2005 года их не было.
Полную информацию читайте по ссылке
Пятиточечный ремень безопасности
Как можно понять по самому слову, пятиточечный ремень держит тело сидящего в пяти местах — два ремня по плечам, два на поясе и один между ног. Чаще всего это устройство можно встретить в спортивных моделях авто, также его используют для безопасности детей.
Ремень безопасности для детей
Строго говоря, понятия детских поясов безопасности в автоправе не существует вообще. Ребенок может воспользоваться стандартными поясами безопасности, сидя сзади — и это возможно только с семи лет. А если он садится на переднее кресло, рядом с водителем, то выход один — автокресло и специальная фиксирующая система.
Ремень безопасности для беременных
То же можно сказать и о безопасности будущих мам в салоне авто. Ремни все те же, никакого специального пояса именно для беременных не существует. Но есть специальный адаптер для стандартного пояса, которым и может воспользоваться беременная — он изменяет угол крепления по отношению к животу будущей мамы и таким образом удерживает ее в сидении, без риска для будущего малыша.
Ремни безопасности для коляски
И для детских колясок завод-производитель авто ничего специально не предусматривает. Речь идет о стандартном пятиточечном ремне, который можно купить в автомагазине или в Интернете — он фиксирует плечи сидящего в коляске ребенка, живот и удерживает корпус дополнительным поясом, пропущенным между ног.
Замок ремня безопасности
Замок пояса безопасности — важнейшая часть удерживающего устройства, которое выполнит свою функцию только в случае ее абсолютной исправности. Это мини-футляр с защелкой, в который вставляют пояс сбоку от сидения, когда садятся в салон. Механизм устройства состоит из следующих составляющих:
- Фиксатора;
- Рычажка;
- Валика;
- Пружины.
Когда пассажир вставляет пояс в замок, его конец жмет на рычажок. Последний отодвигается и фиксатор защеликивает конец пояса в замке.
Штраф за ремень безопасности
Пренебрежение фиксирующими поясами чревато потерей здоровья и даже жизни, ведь никто не может гарантировать, что непристегнутый человек удержится на месте при аварии и в момент «отдачи». По сравнению с этим штрафы кажутся небольшими — это одна тысяча рублей для сидящего за рулем и вдвое меньше — для того, кто сидит в пассажирском кресле.
Важно: штрафовать за пренебрежение задними креплениями автоинспектор может только в том случае, если они предусмотрены заводом-изготовителем!
Заглушка ремня безопасности
Несмотря на очевидную пользу от фиксирующих поясов, многие водители их не любят — они давят на живот, по их мнению, создают дискомфорт, а если отцепить — система начинает «орать». На старых машинах проблема решалась просто — в паз фиксатора вставляли монетку, в современных моделях такое уже не пройдет, для чего и были созданы специальные заглушки. За рулем стало сидеть может быть и удобнее, но уж точно не безопаснее. Уже хотя бы потому, что воздушная подушка при ударе не просто раскрывается — она именно стреляет.
Адаптер ремня безопасности
Адаптеры — это специальные регулирующие накладки на штатные фиксирующие пояса, которые позволяют учесть индивидуальные особенности сидящего в кресле для обеспечения ему комфортной и безопасной езды без помех — например, для детей и беременных женщин. При этом детям иногда приходится подкладывать на сидение специальные бустеры.
Накладка на ремень безопасности
Накладки на штатные ремни представляют собой особые съемные подушечки, которые надевают на пояс. Они не дают никаких дополнительных плюсов к безопасности, они просто делают езду в ремнях более комфортной — ведь жесткий пояс часто может давить, натирать кожу, даже портить одежду. Иногда они становятся жизненно необходимы — например, беременным, чтобы уменьшить давление ремня на грудь.
Треугольник на ремень безопасности
Треугольная накладка на ремни удерживает корпус ребенка в кресле неподвижно, не давая ему удариться во время маневра, резкой остановки или аварии, при этом не создавая для него дискомфорта. Она предназначена для дополнительного комфорта детей — не всем малышам удобно ездить в автокресле, да и вырастают из него быстро. Полностью заменить детское кресло им нельзя — ребенок может пользоваться треугольником и бустерами только с десяти- двенадцати лет, причем в комплекте с трехточечным ремнем безопасности.
Подушка на ремень безопасности
При езде на дальние расстояния часто хочется подремать, а в «сбруе» из поясов безопасности ребенку мало что остается, кроме как сидеть прямо. Подушка позволяет решить эту проблему — она надевается на ремень и ее можно подложить под голову малыша, при этом ему не придется выворачивать шею в неудобное положение или прислоняться виском к жесткому косяку, как в общественном транспорте.
Пиропатрон ремня безопасности
Усовершенствование моделей авто влечет за собой и более совершенные средства безопасности для сидящих в салоне — так например, в современных моделях ремень безопасности сильно отличается от тех, что стояли в машинах прежних лет и оснащены дополнительными средствами, например, пиропатроном. Он срабатывает в момент резкого маневра, остановки или удара — одним словом, когда система решила, что случилась внештатная ситуация и сидящему в салоне может грозить опасность. Он мгновенно натягивает ремень, удерживая корпус сидящего в кресле.
Зуммер ремня безопасности
Зуммером называется сигнал системы, оповещающий, что севшему за руль и пассажиру рядом с ним следует пристегнуть пояса. Зуммер располагается на приборной доске авто.
Удлинитель ремня безопасности
Стандартной длины штатного пояса в салоне хватает не всем. Если он оказался слишком коротким, к нему можно приобрести удлинитель. Последний представляет собой отрезок штатного пояса со специальным наконечником, который можно вставить в стандартный замок ремня.
Правила установки и демонтажа
Как снять ремень безопасности
Со временем ремни изнашиваются, ломаются фиксаторы — для их ремонта и замены ремни снимают. Делать это приходится в автосалоне, поскольку предстоит полностью снимать весь механизм устройства. На некоторых моделях, например «Тойота», процесс затрагивает более глубокие уровни, приходится даже снимать передние колеса авто.
Установка ремней безопасности
Установку поясов безопасности осуществляют в сервисном центре в соответствии с регламентом — стоит помнить, что новые правила вступили в силу с 2012 года (пункт 7.23 Технического регламента). Некоторым автовладельцам везло — автоинспекторы не сразу обращали внимание на то, переобороудована ли машина в соответствии с новыми требованиями, но на момент 2019 года рассчитывать, что представитель ГИБДД не заметит этого, наивно.
Ремонт ремней безопасности
Ремни в процессе использования изнашиваются, их может просто заклинить или они могут ослабнуть. Снятие механизма и ремонт можно при определенных навыках произвести и своими руками, но владельцам современных моделей авто придется ехать в сервис-центр. Особенно если пояс оснащен пиропатроном — лезть к такому устройству без соответствующего навыка опасно.
Наиболее распространенные поломки
Заклинило ремень безопасности
Если вытянуть пояс из гнезда не получается, значит он заклинил. Неприятность можно устранить своими силами — скорее всего, проблема в фиксаторе — он оснащен внутри специальным шариком, который и отвечает за легкость движения пояса в механизме. И именно с ним появляются проблемы, если ремень вытягивать и дергать слишком резко и быстро. Также причинами могут выступить:
- мороз;
- авария.
В последнем случае разобраться с проблемой самостоятельно не получится, замену осуществит только механик сервис-центра.
Как разблокировать ремень безопасности
Именно после ДТП и выстрела пиропатрона чаще всего намертво заклинивает пояса в машине. И часто после этого выход только один — срезать старую «сбрую» и установить новые ремни. Но чтобы точно это понять, необходимо произвести диагностику авто.
Чтобы восстановить работу пояса, необходимо:
- точно определить проблему с помощью сканнера;
- изучить механизм пиропатрона и разобрать его;
- вынуть пиропатрон, затем оболочку;
- раскрутить механизм втулки;
- изъять куски проволоки, блокирующие пояс;
- установить пиропатрон на прежнее место;
- выполнить установку пружины на место — в кресло.
Операция не из простых, поэтому все же лучше ее доверить профессионалам.
Таким образом, пристегнуть ремни — не надоевшая рекомендация или клише, а обязательная мера, без которой говорить о безопасной езде не приходится. При поломках их следует чинить как можно быстрее, а чтобы не попасть впросак — есть смысл время от времени производить диагностику и удостоверяться, что пояс работает нормально.