О подушках безопасности
Самый популярный ответ на вопрос, почему люди не боятся летать на самолетах — потому что на машинах разбиваются в разы больше. Но тем не менее, количество решивших сесть за руль не становится меньше. Отчасти обнадеживает подушка безопасности — она сработает в случае столкновения, но спасет ли?
История изобретения, разработки и эволюции
Идея приспособления, которое хоть как-то бы смягчало удар при аварии, родилась уже в те годы, когда авто перестало быть роскошью и получило широкое распространение. Авторами первой подушки безопасности считают немца Вальтера Линдерера и американца Джона Хетрика. Оба они, независимо друг от друга, создали свою модель устройства, смягчающего удар. В 1953 году изобретатели получили по патенту, но их воздушные подушки так и не поступили на авторынок. Они оказались абсолютно бесполезны, так как работали от сжатого воздуха. То есть, при столкновении, пока подушка надуется, пассажир успеет разбить себе все, что можно.
Стало понятно, что одним надуванием тут не обойтись- нужен датчик, который бы фиксировал столкновение и какое-то другое устройство, которое бы сразу надувало подушку. Эта идея была реализована только в 1967 году — шариковый сенсор фиксировал аварию и передавал сигнал пиропатрону, который и надувал «эйрбэг». Но и этот вариант имел массу недостатков, да и стоил весьма недешево.
До конца семидесятых годов единственное, на что приходилось рассчитывать людям, сидящим в салоне авто — собственная осторожность и удача.
Это надежно?
Насчет современных подушек безопасности сомневаться не приходится — сейчас ими оснащены даже отечественные авто. Современный «эйрбэг» состоит из:
- датчика;
- сумки;
- системы наддува.
В любом салоне их как минимум две. И сработают они сразу же, едва система поймет, что случилось нечто экстраординарное.
Технические сбои, когда что-то произошло, а «эйрбэг» не надулся, сегодня уже почти не встречаются.
Это безопасно?
На настоящий момент на вопрос: что гарантированно спасет жизнь на дороге, ответ один — строгое соблюдение правил дорожного движения и осторожность. Выводы экспертов и многократные краш-тестирования авто подтверждают очевидный вывод — если не соблюдать скоростной режим и никого не пропускать, то при прямом столкновении вряд ли что-то поможет. Особенно, если сидящий за рулем серьезно превысил скорость или решил свести счеты с жизнью, напрямую влетев в бетонную стену.
Как это помогает?
В остальном воздушная подушка остается некоторым гарантом безопасности для находящихся в машине. При аварии срабатывает датчик и устройства мгновенно надуваются, обхватывая и фиксируя голову и шею пассажира, не давая тому удариться о твердые части салона.
Помимо «эйрбэгов» на защиту пассажиров встали так называемые «умные» ремни, когда система при резком торможении немного стягивает пояс и с дополнительной силой удерживает сидящего в кресле.
И именно они, как показывает статистика, чаще всего и спасают людей, тогда как «эйрбэг» запускается только на высоких скоростях.
Примеры из жизни
Несмотря на то, что «эйрбэг» нельзя назвать панацеей, все же она не раз спасала жизнь владельцу. Так например, известно много случаев, когда сидящий в так называемом «кресле смертника», то есть рядом с водителем, оставался жив именно благодаря пристегнутым ремням и воздушным подушкам — первые зафиксировали его корпус в одном положении, а вторые обхватили голову и шею, спасая от перелома шейных позвонков.
Виды подушек безопасности
Салоны современных авто оснащены следующими типами подушек:
- фронтальной;
- коленной;
- головной;
- центральной;
- боковой.
В последних моделях их число может достигать десяти.
Плюсы и минусы подушек безопасности
Итак, плюсы «эйрбэгов» очевидны:
- смягчают удар, который при отсутствии их может оказаться смертельным;
- мягко обхватывают наиболее уязвимые места человека;
- работают быстро и безотказно.
Тем не менее, эксперты насчитали не один минус этих устройств:
- вблизи от него лучше не устанавливать детское автокресло;
- подушки могут не помочь непристегнутому человеку, есть даже риск травмы, поскольку тело от удара и резкой остановки подается вперед и встречается не с раскрывшейся, а с раскрывающейся подушкой;
- эффективны не во всех типах аварии (например, при прямом столкновении вряд ли что поможет);
- не срабатывают на низких скоростях.
Вот и получается, что панацеей «эйрбэги» при всех их достоинствах назвать сложно
Как и много лет назад, здоровье и жизнь находящихся в салоне авто, зависит главным образом от аккуратности и грамотности водителя. И все же это не повод отказываться от дополнительных гарантий безопасности — немало случаев, когда «эйрбэг» действительно спасал жизнь.