ОСАГО является обязательным видом страхования, порядок и правила которого определяются действующим федеральным законодательством. Введение его в России решило задачу цивилизованного урегулирования вопросов по возмещению возникающего в результате ДТП ущерба.
Законодательное регулирование ОСАГО
Основные положения по страхованию в России определены статьёй 48 ГК РФ. Главным регулятором ОСАГО является ФЗ №40. Это закон о страховании ОСАГО. Он был принят в 2002 году и содержит в себе положения о порядке и правилах обязательного страхования гражданской ответственности в РФ. С момента введения в действие этого нормативного акта на каждого владельца транспортного средства легла обязанность по оформлению полиса ОСАГО. ФЗ №40 решает 2 основных задачи:
- Гарантирует возмещение ущерба всем участникам ДТП.
- Способствует повышению безопасности дорожного движения.
Действующее законодательство обязывает владельцев транспортных средств ежегодно страховать риски гражданской ответственности за свой счёт. Полис ОСАГО оформляется не позднее 5 дней после приобретения авто. Его отсутствие входит в число причин отказа в регистрации транспортного средства. Согласно статье 12 ФЗ №40, срок рассмотрения заявления потерпевшего о возмещении ущерба страховой компании не может превышать 20 рабочих дней.
До введения ОСАГО, компенсационные выплаты по ДТП составляли всего 15% от общей суммы ущерба, нанесённого потерпевшими.
В настоящее время ОСАГО является основным видом страхования большинства СК.
Новый закон об ОСАГО
За период действия закона об ОСАГО более 20 раз в него вносились изменения. Практически всегда они носили глобальный характер. В марте 2017 году в стране был принят пакет правовых актов, которые внесли серьёзные изменения в действующую систему. В список этих регламентов вошёл ФЗ №49. Действие нововведений поэтапно начало вступать в силу с 25 сентября 2017 года. В числе значимых изменений:
- сокращение срока осмотра СК повреждённого транспортного средства до 5 дней с момента подачи заявления о ДТП;
- отмена привлечения к оценке ущерба независимой экспертизы;
- ограничение срока предъявления претензий владельцами авто к СК 10 днями.
С сентября 2017 года действие полиса ОСАГО – 1 год. Изменился и порядок получения выплат по возмещению ущерба, полученного в ДТП. Теперь они должны поступать напрямую в проводящие ремонтные работы пострадавшего в аварии автомобиля мастерские. С 1 июня 2018 году увеличился размер выплат по европротоколу.
Вступившие в силу изменения ОСАГО освободили водителей от обязанности распечатывать электронные полиса.
Появились изменения и в самом полисе. Теперь в нём должен быть QR-код, с помощью которого можно получить всю информацию о документе. Считывать код можно с помощью специального приложения смартфона.
Проверку полисов ОСАГО у водителей планируется проводить с помощью камер фиксации нарушений ПДД. Система контроля была запущена в тестовом режиме с 1 сентября 2018 года.
Увеличение выплат
Ущерб от ДТП может исчисляться миллионами рублей. Действующее законодательство ограничивает размер выплат по ОСАГО. Эти ограничительные нормы введены для защиты ОСАГО от чрезмерных убытков.
В 2018 году увеличились выплаты по причинённому вреду жизни и здоровью с 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Прямое возмещение
Правила прямых возмещений по ОСАГО определены статьей 14 ФЗ №40. Получить их можно при соблюдении ряда условий:
- при получении повреждений при столкновении только транспортными средствами;
- наличии действующих полисов ОСАГО у всех участников ДТП.
До недавнего времени действовал порядок, при котором получить прямое возмещение было возможно только участникам ДТП, с числом повреждённых автомобилей не более 2-х.
С сентября 2017 года такими видами выплат могут воспользоваться водители повреждённых автомобилей, попавших в ДТП с участием 3-х и более транспортных средств. Действие данного положения распространяется на всех водителей без исключения, независимо от даты оформления полиса.
Предельные объемы износа
При расчёте суммы ущерба, причинённого транспортному средству в ДТП, СК принимают во внимание его износ. Это значительно снижает размер выплат.
Действующее законодательство ограничивает максимальный размер износа. Он не может превышать 50%.
Лимит по Европротоколу
Существующий порядок выплат ущерба предусматривает возможность оформления протокола ДТП без вызова ГИБДД. До недавнего времени это разрешалось делать в тех случаях, когда сумма ущерба от аварии не превышала 50 тыс. руб. С июня 2018 она была увеличена во всех регионах страны до 100 тыс. руб.
Изменения коснулись и правил оформления европротокола. Теперь его можно составлять без достижения согласия между участниками аварии в вопросе того, кто виноват в ДТП. Раньше этого не разрешалось делать. Оформление протокола ДТП должно сопровождаться видеофиксацией. Она проводиться с помощью видеорегистратора или специального приложения смартфона. При их отсутствии у участников ДТП необходимо вызывать ГИБДД.
Для оформления разногласий участников ДТП введены новые бланки протоколов.
Другие изменения
В 2018 году повысилась стоимость полиса ОСАГО. Произошло увеличение базовых ставок:
- с 3432 до 4118 руб.;
- с 2746 до 4942 руб.
С учётом всех коэффициентов, используемых при определении стоимости полиса ОСАГО, его средняя стоимость в 2018 году составляет 5500 руб.
Какие изменения по ОСАГО ожидаются в дальнейшем?
Многие владельцы транспортных средств внимательно следят за изменениями по ОСАГО и ожидают дальнейшего реформирования системы обязательного страхования. Предлагаемые Минфином РФ нововведения включают в себя:
- поднятие планки максимальных выплат по ОСАГО с 400 тыс. до 2 миллионов рублей;
- отмену коэффициентов по мощности транспортного средства и региону его эксплуатации;
- внедрение повышающего стоимость страховки коэффициента для юридических лиц.
Эти предложения подвергаются серьёзной критики и находятся в стадии обсуждений.
Подорожает ли ОСАГО?
Новые тарифы и порядок их применения был опубликован ЦБ РФ в начале лета 2018 года. Тарифный коридор возрастает для всех категорий транспортных средств на 20%. Исключение составляют мотоциклы и легковые автомобили, принадлежащие юридическим лицам. Для них верхняя планка тарифа поднимется на 10,9% и 5,7% соответственно.
Повышение базового коридора является первым шагом на пути реформирования ОСАГО ЦБ РФ. В будущем планируется перейти на индивидуальные тарифы и полностью отказаться от государственного регулирования ОСАГО. В середине 2020 года ЦБ РФ планирует снять все тарифные ограничения по ОСАГО. Останутся лишь отдельные коэффициенты.
Полный отказ от государственного регулирования планируется осуществить в 2023-2025 гг. Ожидать серьёзного повышения стоимости полиса можно начиная с 2020 года.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.