Правила заключения договора ОСАГО регулируются Гражданским кодексом РФ, специальным федеральным законом, посвященным ОСАГО, а также правилами ОСАГО, которые утверждены Центробанком. Давайте поговорим об этих правилах подробнее.
Порядок заключения, изменения и продления договоров
По российскому законодательству страхование может быть двух видов:
- Добровольное – когда договор страхования заключается на основании волеизъявления сторон;
- Обязательное – когда одна из сторон обязана заключить договор страхования чего-либо (имущества, жизни, гражданской ответственности).
ОСАГО – обязательное страхование, то есть этот договор обязаны заключить все автолюбители.
Обязанность по заключению договора, а также все связанные с ним расходы ложатся именно на них. В качестве страховщика по таким договорам могут выступать юридические лица, имеющие соответствующую лицензию, дающую им право на заключение договора ОСАГО с гражданами.
ОСАГО заключается на один год в отношении самого автовладельца, а также всех, кого он допускает к управлению своим авто. При заключении ОСАГО в страховую компанию необходимо предоставить данные владельца машины, а также всех тех, кто будет ею управлять. Заключается сделка в письменной форме, а после ее заключения автомобилисту выдается страховой полис.
Для заключения договора в страховую компанию нужно направить заявление. К нему прикладываются документы:
- Карта о прохождении техосмотра;
- Документ о регистрации авто;
- Паспорт;
- Права.
Порядок уплаты страховой премии
Страховая премия по ОСАГО рассчитывается исходя из действующих страховых тарифов. При этом если страховая ставка изменилась (например, увеличилась), то выплаченная до этого изменения страховая премия перерасчету не подлежит. Иными словами, изменение тарифов обратной силы не имеет.
При этом расчет выплаты будет осуществляться на основании данных, которые вы указали при заключении договора.
Если расчеты у вас вызывают сомнения, вы вправе потребовать их в письменной форме у страховщика, и если ваши опасения подтвердятся – направить в страховую компанию претензию, а затем обжаловать их путем подачи в суд гражданского иска.
Порядок определения размеров возмещения
Размер возмещения по ОСАГО определяется на основании заявления, которое нужно направить в страховую компанию. К нему должны быть приложены следующие документы:
- Документы о собственности на автомобиль;
- Заключение эксперта о затратах, понесенных из-за причиненного в ходе ДТП ущерба (если вы пользовались услугами такого эксперта);
- Документы, которые подтверждают другие расходы (например, на эвакуацию автомобиля или его хранение на спецстоянке);
- Любые другие документы, подтверждающие причинение вреда.
В случае, если в результате ДТП был причинен вред здоровью, предоставляются также документы, подтверждающие его, а также расходы на лечение.
Исходя из этих документов и определяется размер возмещения.
Если вы понесли существенный вред, лучше привлечь независимого эксперта. Это будет стоить денег, но зато вы не столкнетесь с занижением размера выплаты, которое выгодно страховым компаниям.
Порядок разрешения споров
Если вы недовольны действиями страховщика, вы вправе защитить свои интересы в суде, но, согласно правилам ОСАГО, перед этим надо направить в страховую компанию претензию. Она должна содержать:
- Название страховой компании;
- Ваши данные: фамилию, имя и отчество, адрес, телефон или другие контакты;
- Ваши требования к страховщику;
- Реквизиты вашего банковского счета, чтобы страховая компания смогла перечислить на них деньги в случае признания претензии обоснованной.
Если претензию писали и подписывали не вы лично, а адвокат или доверенное лицо, то в ней должны быть данные о них.
К претензии прилагаются документы:
- Копия паспорта;
- Копии документов о собственности на машину;
- Копия полиса ОСАГО;
- Копия административного протокола (если он составлялся).
Копии документов обязательно заверяются у нотариуса. Если вы предоставляли эти копии или оригиналы документов страховщику ранее, их прикладывать не нужно.
Претензия может быть направлена в страховую компанию по почте или вручена ее представителю лично под расписку.
Страховщик может согласиться с претензией и выплатить клиенту деньги или же отказать ему в этом. Причиной отказа могут послужить:
- Направление претензии неуполномоченным на то лицом;
- Непредоставление необходимых копий документов или предоставление незаверенных копий;
- Непредоставление своих реквизитов для выплаты;
- Непредоставление машины для осмотра;
- Другие основания, предусмотренные российским законодательством.
Если страховщик отказал вам в удовлетворении вашей претензии, то вы вправе обратиться в суд с иском о защите своих прав.
В этом случае лучше воспользоваться услугами профессионального юриста – сами вы без определенных навыков вряд ли сумеете грамотно составить исковое заявление и отстоять свои интересы в судебном процессе.
Требования к организации восстановительного ремонта
По правилам ОСАГО восстановительный ремонт автомобиля должен быть сделан в срок, равный тридцати дням. Срок этот исчисляется с момента передачи машины на станцию техобслуживания или представителю страховой компании. Ремонт считается оконченным, когда вы принимаете отремонтированную машину по специальному акту. Он составляется в трех экземплярах. Один остается на станции техобслуживания, один у вас, а третий – у страховщика.
При этом станция техобслуживания должна находиться по близости от вашего дома – не дальше пятидесяти километров. Если она расположена на большем расстоянии, доставку к ней вашей машины должна организовать и оплатить за свой счет страховая компания.
Изменения в правилах ОСАГО
В 2018 году было предложено реформировать правила ОСАГО. Так, предлагается сделать тарифы более гибкими: страховые компании смогут изменять их на 20 процентов как в сторону уменьшения, так и увеличения. Также есть предложения по изменению расчетов коэффициентов ОСАГО, таких, как бонус-малус и коэффициент стажа водителя.
Коэффициент, привязанный к мощности двигателя машины, предлагают и вовсе отменить. Зато планируется ввести два новых коэффициента.
Первый из них будет определяться количеством административных протоколов у того или иного водителя, а второй позволит страховой компании сделать скидку конкретному автомобилисту.
Поправки, предлагающие эти новшества, уже внесены в Госдуму, и вполне вероятно, что они будут приняты и заработают через несколько месяцев.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.