Желание поставить ксеноновые лампы в фары автомобиля связано с недостаточной яркостью штатных галогенок. Преимущества ксенона перед обычными лампами заключается не только в лучшем освещении дорожного полотна, но и большем ресурсе. ПДД допускает установку газоразрядных ламп не во все автомобили, а владельцу может быть выписан штраф за ксенон.
Подробнее про штрафные санкции
Причина, по которой ГИБДД борется с незаконной установкой ксенона – это рассеянный пучок света большой мощности, который в неправильных фарах может сильно ослеплять встречных водителей. В ПДД требования к внешним световым приборам прописаны в статье 12.5 часть 3.
В ней сказано о запрете на использование ламп и рассеивателей, которые не соответствуют типу прибора, а также запрещается установка красных фонарей и отражателей. Данное нарушение наказывается лишением ВУ и изъятием световых приборов.
Таким образом, если сотрудник ГИБДД выявит “колхозный ксенон” на автомобиле, то его владелец с высокой долей вероятности лишится прав.
Другие меры наказания
Ранее установка ксенона наказывалась исключительно штрафом до 2000 рублей, но с 2016 года эта мера была отменена. На практике, за первое правонарушение водителю выписывают штраф от 500 до 3000 рублей в качестве предупреждения.
При повторном задержании с ксеноном ВУ изымается.
Можно ли избежать ответственности?
Перед установкой газоразрядных ламп в фару своего автомобиля стоит внимательно изучить маркировку на устройстве. Буква H означает использование только галогеновых источников света, а установка ксенона или светодиодов запрещена. Маркировка D, DC, DCR позволяет использовать ксенон, а автомобиль оснащен всеми необходимыми для этого устройствами. В этом случае обвинения сотрудника ГИБДД в незаконном внесении изменений в конструкцию будут неправомерны.
Отсутствие специальных кодов для расшифровки маркировки фар у инспектора является поводом ограничиться предупреждением или выписать денежный штраф за ксенон в размере 500 рублей за неисправность ламп головного света статья 12.5 часть 1. Так как расположение световых приборов, спектр и непрерывность свечения не меняется.
Проверять автомобиль на предмет установки “колхозного” ксенона инспектора могут на стационарных постах и при патрулировании. Поэтому не рекомендуется установка яркого ксенона с температурой от 6000 К, чтобы не привлекать внимание со стороны ГИБДД.
Если дело дошло до суда, то для вынесения решения потребуется проведение экспертизы на соответствие установленных приборов требованиям ГОСТ и протокол нарушения. Без этих документов изъятие водительского удостоверения в ходе судебного заседания незаконно и может быть обжаловано.
Изменения в размере штрафа за ксенон
До 2015 года штрафы за ксенон были в пределах 500 рублей. После попытки легализации сумма штрафа увеличилась, а инспекторов обязали проверять автомобили только на стационарных постах. С 2018 года это ограничение было снято, также как и сумма штрафа за установку ксенона в фары. Теперь КоАП предполагает только лишение прав на срок до года за это правонарушение.
В 2019 году изменений в ПДД не предвидится.
Владельцы автомобилей с самодельными ксеноновыми лампами в фарах и противотуманках находятся в группе риска. Чтобы избежать возможных неприятностей на дорогах следует изучить маркировку световых приборов или отказаться от установки “левого” ксенона. Нельзя забывать о том, что на дорогах есть другие участники движения, которые могут быть ослеплены подобным ксеноном.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.