Разбираемся в правилах перевозки опасных грузов

Опасный груз – это такой груз, который может во время хранения или перевозки взорваться, воспламениться, повлечь ожоги или отравления, а также вызвать иные чрезвычайные ситуации. Проще говоря, это предметы и вещества, имеющие повышенную опасность и требующие крайне бережного обращения.

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?
ДаНет

Однако часто возникает потребность применения таких веществ в хозяйстве и промышленности и, как следствие, необходимость в их транспортировке на большие расстояния. Для нее используют в том числе и автомобильный транспорт.

Почему требования такие жесткие

К перевозке опасных грузов предъявляются особые требования, которые отличаются от предъявляемых к транспортировке прочих товаров: они гораздо строже. И это не случайно, ведь неправильное обращение с такими грузами может повлечь серьезные последствия вплоть до экологического бедствия, а также причинить вред жизни и здоровью окружающих людей.

В Российской Федерации такие требования установлены специальными правилами, утвержденными постановлением правительства.

В странах Европы действуют международные правила, разработанные по инициативе ООН. Их сокращенное название – «ДОПОГ». Правила ратифицировали не только европейские государства, но и некоторые страны Азии, а также почти все страны бывшего СССР. К слову, российский правила разработаны в соответствии с требованиями европейских.

Разбираемся в правилах перевозки опасных грузов

Виды опасных грузов

Правила указывают, какие грузы являются опасными. Перечень веществ и предметов очень большой и содержит более трех тысяч наименований. Однако они подразделяются на несколько больших групп. Вот они:

  • Едкие вещества. Сюда относятся концентрированные кислоты всех видов, щелочи и едкие вещества органического происхождения, которые могут разъедать предметы и вызывать ожоги у человека;
  • Радиоактивные материалы. В их число входят вещества, имеющие повышенный радиационный фон и разнообразные предметы, подвергшиеся облучению, которые способны вызвать радиоактивное загрязнение окружающей среды;
  • Ядовитые материалы. К ним правила причисляют любые вещества, способные вызвать у людей и животных химическое отравление, например, пестициды, яды промышленного и животного происхождения (например, змеиный);
  • Окисляющие вещества. Это вещества, способные отдавать другим веществам кислород и катализировать реакцию окисления. Сами по себе они не представляют опасности, однако если они окажутся около очага возгорания, они способны усилить пожар в тысячи раз, ведь горение не что иное, как окисление;
  • Воспламеняющиеся и легковоспламеняющиеся вещества. Это горюче-смазочные материалы, нефть, разнообразные высокомолекулярные растворители, пластмассы, лакокрасочные средства;
  • Газ. К этой группе относят горючий природный газ (метан или пропан), а также иные газообразные вещества, представляющие опасность для живых существ, например, хлор или фреон;
  • Взрывчатые вещества. Они включают себя взрывчатку, порох, различные виды боеприпасов, фейерверки, а также некоторые удобрения.

Разбираемся в правилах перевозки опасных грузов

Организация перевозки

Разбираемся в правилах перевозки опасных грузовТранспортировка состоит из нескольких этапов. Часть из них установлена правилами «ДОПОГ», а часть российскими национальными правилами. Вот эти этапы:

  • Заключение договора перевозки. Без такого договора опасные грузы перевозить нельзя;
  • Составление транспортной накладной;
  • Взвешивание груза. Поскольку опасные вещества и предметы подлежат строгому учету, для исключения их хищения или утери их взвешивают;
  • Упаковка и пломбирование. Международные правила предъявляют особые требования к упаковке опасных грузов, которые нельзя нарушать. На тару ставится пломба;
  • Передача груза перевозчику;
  • Процесс транспортировки из одной точки в другую;
  • Передача получателю. Когда груз доставлен, получатель взвешивает его, чтобы проверить, в полном объеме он доставлен или нет. Если все в порядке, он принимает его по накладной;
  • Чистка транспорта, в котором находился груз. После перевозки веществ и предметов, представляющих опасность, транспортное средство, которое их доставило, необходимо промыть. Такое требование предъявляется как «ДОПОГ», так и внутрироссийскими правилами.

Маршрут

Перед перевозкой опасного груза ее маршрут необходимо согласовать с:

  • органами Ространснадзора, если транспорт следует сразу через несколько регионов;
  • с региональными властями, если маршрут движения проходит в пределах одного субъекта Российской Федерации, но через несколько муниципальных районов одновременно;
  • с местными властями, если груз перевозят по территории всего одного муниципального образования.

Разбираемся в правилах перевозки опасных грузов

При этом маршрут не должен проходить через крупные населенные пункты.

Мотивы требования о согласовании маршрута вполне понятны. Это позволяет избежать непредвиденных ситуаций и осуществить доставку в кратчайшие сроки.

Знаки и обозначения

Автомобили, перевозящие опасный груз, должны оснащаться специальными табличками и знаками.

Разбираемся в правилах перевозки опасных грузов

Табличка опасности представляет собой оранжевый квадрат в черной окантовке. В его верхней части — идентификатор опасности, который говорит о том, к какой группе веществ относится перевозимое. А в нижней – классификатор вещества по перечню, содержащемуся в «ДОПОГ».

Кроме того, на автомобиле должен быть ромбовидный знак опасности. Он закрепляется по бокам, а также сзади машины.

Документы

Для транспортировки опасных грузов потребуются следующие документы:

  • Накладная;
  • Путевой лист с пометкой, что перевозимый груз опасен;
  • Экземпляр договора перевозки;
  • Все необходимые водителю документы (права, паспорт технического средства автомобиля, страховой полис ОСАГО, трудовой договор);
  • Свидетельство о том, что автомобиль допущен к перевозке опасных грузов;
  • Сертификат на груз, который выдается отправителем;
  • Аварийная карточка;
  • Маршрут транспортировки;
  • Контактные данные руководства, а также инспекторов подразделений ГИБДД, находящихся на маршруте.

Часть этих документов предусмотрена «ДОПОГ», а часть внутрироссийскими правилами.

Требования к водителю

Разбираемся в правилах перевозки опасных грузовВодитель, перевозящий опасный груз, должен знать правила его транспортировки, требования безопасности, а также уметь оказывать первую помощь в случае чрезвычайного происшествия на дороге.

Перед тем, как отправиться в рейс, водитель должен сдать тест на знание правил и техники безопасности. Их принимает его руководство. Тестирование может быть проведено в форме устного опроса. Водитель допускается к перевозке только в случае сдачи этого небольшого экзамена.

Меры безопасности

При перевозке опасных грузов не разрешается:

  • Перевозка людей (кроме второго водителя, сопровождающей автомобиль охраны, иных специалистов);
  • Нарушать целостность упаковки перевозимого, срывать пломбы;
  • Курить внутри кабины, а также поблизости от машины, зажигать около автомобиля огонь.

Автомобиль, перевозящий опасные грузы, должен иметь особую конструкцию.

Так, у него должен быть:

  • Укрепленный бензобак. Это позволяет избежать повреждения, утечки топлива и его воспламенения;
  • Укрепленная проводка с напряжением не более 24 В. Такая мера нужна, чтобы не произошло возгорание из-за электрической искры;
  • Выхлопная труба, отведенная в сторону от кузова или цистерны. Это нужно для того, чтобы избежать перегрева перевозимого от выхлопных газов и чтобы избежать попадания в него искр из выхлопной трубы;
  • Бамперы увеличенной ширины. Они помогут защитить автомобиль от ударов.

Правила погрузки и разгрузки

К разгрузке и погрузке тоже предъявляются особые требования:

  • Погрузка и разгрузка осуществляется только в специально отведенных для этого местах, оборудованных в соответствии с техникой безопасности;
  • Двигатель при погрузке/разгрузке должен быть заглушен. В исключительных случаях, когда от его работы зависит функционирование дополнительных модулей автомобиля, можно оставить его включенным;
  • Погрузка/разгрузка должна проводиться только днем в условиях хорошей видимости. В ночное время эти операции осуществлять нельзя;
  • Погрузка/разгрузка осуществляется не вручную, а с помощью специальной техники. Не допускается ее проведение только рабочими;
  • При погрузке/разгрузке должен присутствовать специалист предприятия;
  • Рабочие перед началом погрузки/разгрузки должны пройти инструктаж, в котором объясняется порядок действий и меры безопасности.
Мнение эксперта
Иван Чайкин, автор статьи:

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Задать вопрос эксперту
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь автомобилистам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

пять × 2 =