Как узнать КБМ и класс по ОСАГО

В формуле для вычисления расценок при подготовке договора ОСАГО используется не вполне понятный и прозрачный для автовладельцев множитель. Речь идёт про КБМ (коэффициент бонус-малус или скидка за безаварийную езду) и тесно связанный с ним термин: класс водителя. Попробуем в них разобраться.

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?
ДаНет

Подробнее про КБМ и класс водителя

Категория аккуратности езды водителя тарифицируется в союзе страховщиков по такой линейке:

М 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Отправной точкой отсчета является 3 класс.

При условии ответственной и безубыточной для страховщиков езды, статус автолюбителя ежегодно равномерно растёт, вплоть до высшего, 13-го. Если же страхователь становится виновником ДТП — начинается обратное движение и категорийность при подписании следующего договора снижается.

Но класс водителя это всего лишь буквенная интерпретация множителя КБМ – именно он включен в формулу и может значительно повлиять на итоговые расчеты при получении полиса ОСАГО. Тарифицируется коэффициент бонус-малус по такой линейке:

2,45 2,3 1,55 1,4 1 0,95 0,9 0,85 0,8 0,75 0,7 0,65 0,6 0,55 0,5

Как формируются показатели?

Изначально каждый страхователь получает 3 класс или значение КБМ 1 балл. Всякий последующий безаварийный год равномерно прибавляет к мастерству автолюбителя по 1 баллу и понижает коэффициент бонус-малус на 0,5 балла.

При возникновении же с подачи страхователя ДТП всё происходит наоборот — статус водителя понижается, а множитель КБМ растёт.

Причем изменение этих показателей прогрессирует тем сильнее, чем текущий класс водителя меньше, а количество виновных ДТП больше.

Возможные причины снижения значения

Снижение статуса аккуратности водителя и увеличение КБМ напрямую связано с количеством ДТП по вине страхователя в этом году, которые повлекли за собой денежные выплаты по ОСАГО.

Длительный (более года) перерыв между заключением договоров ОСАГО также приводит к тому, что все накопленные баллы «сгорают» и страховая история автолюбителя начинается с чистого листа.

Бонус-малус может «потеряться» при изменении ваших личных данных, например — получении новых водительских прав. Обязательно проверяйте актуальность этих сведений.

Немного запутались в цифрах и терминах? Давайте обратимся к таблице.

Правила и таблица

При решении ценовых вопросов по договорам ОСАГО все страховые компании оперируют табличными данными по категориям аккуратности езды и жёстко привязанных к ним КБМ. Любые изменения этих значений влекут за собой прирост или сокращение цены полиса.

Класс водителя Скидка за безаварийную езду (КБМ) Процент изменения стоимости полиса Количество виновных ДТП с выплатами, произошедших за этот год
0 1 2 3 4
Класс водителя на следующий год
M 2,45 145% 0 M M M M
0 2,3 130% 1 M M M M
1 1,55 55% 2 M M M M
2 1,4 40% 3 1 M M M
3 1 нет 4 1 M M M
4 0,95 5% 5 2 1 M M
5 0,9 10% 6 3 1 M M
6 0,85 15% 7 4 2 M M
7 0,8 20% 8 4 2 M M
8 0,75 25% 9 5 2 M M
9 0,7 30% 10 5 2 1 M
10 0,65 35% 11 6 3 1 M
11 0,6 40% 12 6 3 1 M
12 0,55 45% 13 6 3 1 M
13 0,5 50% 13 7 3 1 M

Как пользоваться таблицей?

Ориентироваться в таблице просто. Используем два показателя: действующий класс водителя и количество зафиксированных обращений по поводу его виновности в ДТП.

Выбираем свой класс водителя. Рядом сразу видим текущий КБМ. Теперь находим столбик с количеством зафиксированных ДТП и на пересечении этих двух показателей видим цифровое или буквенное обозначение своего нового водительского статуса. Вернувшись в первый столбик, ищем полученный класс — и вот он, рядом с ним, наш новый коэффициент бонус-малус.

Примеры

Проверим на примерах.

  1. Страхователь начального 3 статуса спровоцировал в текущем году два ДТП, с последующими денежными компенсациями по ОСАГО. Применив вышеизложенный алгоритм, видим, что в будущем году его класс будет понижен до М, КБМ увеличен до значения 2,45, а цена полиса вырастет на 145% — максимальное значение.
  2. Страхователь начального 3 статуса аккуратно ездил 5 лет подряд, равномерно набирая по 1 бонусу в год. Применяем алгоритм и видим, что на 6 год он получит 8 класс и КБМ 0,75, а значит, сэкономит целых 25% от первоначальной стоимости своего страхового полиса. Однако, если он спровоцирует ДТП на 6 год, то его статус упадёт до 5-го, при этом пропадёт 15% бонусов.

Как узнать?

Проконтролировать свой КБМ (или класс водителя) допустимо двумя способами:

  • В офисе страховой компании. Вам потребуется лично явиться, взяв с собой нужные документы:паспорт, водительское удостоверение, а также сам полис ОСАГО.
  • Не выходя из дома, посредством посещения сайта Российского Союза автостраховщиков (РСА).

Как узнать онлайн?

В режиме реального времени проконтролировать свой коэффициент бонус-малус совсем несложнона сайте РСА autoins.ru.

Что потребуется?

Всего лишь заполните на сайте определенную форму со сведениями о себе.

Пошаговые действия

Давайте рассмотрим подробнее.

Открываем сайт РСА autoins.ru, находим слово «ОСАГО»:

Как узнать КБМ и класс по ОСАГО

Далее находим пункт: «Сведения для страхователей, необходимые для расчета КБМ»:

Как узнать КБМ и класс по ОСАГО

Выбираем пункт «Сведения для страхователей, необходимые для определения КБМ»:

Как узнать КБМ и класс по ОСАГО

Далее, сообразно требованиям «Закона о защите персональных данных», следует поставить отметку в соответствующем поле:

Как узнать КБМ и класс по ОСАГО

Заполняем все строки с личными данными:

Как узнать КБМ и класс по ОСАГО

Пройдя код проверки в нижней части страницы и кликнув кнопку «Поиск», вы запустите процесс расчета КБМ.

КБМ и класс при неограниченной страховке

В случае, когда к управлению автомобилем допущено неограниченное количество лиц, расчет КБМ ведется по владельцу машины. Но при этом все баллы начисляются уже на сам автомобиль, а не на водителя.

Это значит, что при смене машины страховая история автовладельца начнётся заново.

Минимальный класс среди допущенных водителей

При подготовке полиса ОСАГО с определенным перечнем допущенных к вождению лиц, расчетный бонус-малус будет учитываться по водителю, имеющему наименьший класс.

Как КБМ и класс определяются страховыми компаниями?

Все существующие коэффициенты бонус-малус и категории аккуратности езды водителей содержатся в объединенной базе российского союза автостраховщиков.

Мнение эксперта
Иван Чайкин, автор статьи:

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Задать вопрос эксперту
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь автомобилистам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

четыре × четыре =