Законодательство
До сих пор многие, садясь за руль, считают, что дорожные полицейские имеют неограниченные права и лучше их не злить лишний раз. Закон говорит, что это далеко не так. Чтобы не возникало конфликтов, соблюдать свои права и обязанности и уважать чужие обязаны все, кто находится на дороге. Для этого обязательно знание хотя бы основных положений законодательства о дорожном движении.
Федеральный закон о безопасности дорожного движения
Закон призван обеспечить безопасность на дорогах для всех, кто там находится, регламентирует правила поведения и ответственность за нарушение этих норм. Подробно расписаны права и обязанности находящихся за рулем, пешеходов, автоинспекторов, полномочия и обязанности властных структур и отдельных их представителей.
Помимо этого закон утверждает необходимость проведения мероприятий, связанных с обеспечением безопасности, обновлением дорог или просветительской деятельностью.
Также — когда и в каких ситуациях возможно ограничение или полное прекращение движения по магистралям, кто имеет право их осуществлять, участие общественных объединений в дорожном движении, обеспечении его безопасности.
Периодичность ТО
Люди, сидящие в салоне и вышедшие на дорогу могут чувствовать себя в безопасности только в случае полной исправности авто. Именно ради этого власти утвердили техосмотр как обязательную процедуру для всех автовладельцев.
Под техническим осмотром понимают процедуру проверки на исправность всех механизмов «железного коня», агрегатов и систем. Она обязательна не только для подержанных авто, но даже для едва сошедших с конвейера. Так машину, только что приобретенную в салоне и не имеющую ни километра пробега, следует представить на освидетельствование до конца последующего года.
Важно: дилеры для сохранения гарантий настойчиво рекомендуют проходить техосмотр в официальных дилерских центрах в соответствии с установленным графиком. Последний зависит от километража и возраста авто.
Машины возрастом до семи лет обязаны проходить техосмотр с интервалом в два года. Более старые — ежегодно. Эта норма обязательна для всех авто массой до 3500 кг, в том числе — ведомственного транспорта. Автобусам, маршруткам и грузовикам освидетельствование приходится проходить еще чаще — раз в полгода.
Диагностическая карта, срок действия
По окончании техосмотра выдают диагностическую карту, заменившую собой с 2012 года талон ТО. Вместо номера машины там теперь стоит VIN. Именно этот документ входит в пакет основной документации, обязательной для каждой сделки, в том числе и для приобретения полиса «автогражданки».
В определенном смысле новый вариант удобнее: есть возможность пройти техосмотр у официального дилера, там же и получить документ. Также карте не нужны специальные средства защиты от подделки. Последняя просто бессмысленна: электронные экземпляры карт хранятся в единой базе не менее пяти лет, куда может зайти каждый страховщик и проверить данные.
Да и утеря документа теперь не фатальна — повторять уже пройденный техосмотр не придется, достаточно заказать дубликат.
Административный регламент ГИБДД
Все, что связано с работой автоинспекторов, регламентировано Приказом МВД №664 (ред. 2017г), утверждающим новый регламент службы, а именно:
- общие понятия и принципы;
- порядок выполнения;
- алгоритм и сроки исполнения процедур;
- контроль за исполнением гос.функции;
- порядок досудебного урегулирования конфликтов, связанных с неправомочными действиями или бездействием гос.органа;
- формы сопутствующей документации.
Приказ вместе с регламентом и последними обновлениями вступил в силу в декабре 2017 года.
Как проходит медицинское освидетельствование
Медицинский осмотр обязателен для каждого, кто собирается сесть за руль или уже имеет стаж вождения, однако периодичность и нюансы его отличаются в зависимости от ряда факторов. Одно дело — если человек просто купил машину для личного пользования и пользуется ею как частное лицо. Совсем другое — его работа связана с нахождением за рулем.Также имеет принципиальное значение, пользуется ли человек машиной как частное лицо или в качестве частного предпринимателя.
Удостоверить у медкомиссии годность к вождению обязан каждый, кто собирается получить водительские права. Впоследствии эту процедуру придется проходить каждый раз, когда речь идет о замене удостоверения, а именно:
- истек срок действия выданных прав;
- если подобное предписано КоАП;
- гражданин отбывал наказание, связанное с запретом на вождение авто;
- в случае выявленных заболеваний и патологий.
Также на медкомиссию придется являться тем, кто решил связать свою трудовую деятельность с вождением авто.
Здесь все будет зависеть, на каком виде транспорта работает гражданин. Если он принят на фирму в качестве водителя, то придется пройти:
- предварительный осмотр;
- периодический — каждые 2 года;
- перед каждым рейсом и после него (обязательно, если работа связана с опасными грузами).
Помимо этого, придется проходить и внеочередные обследования, если состояние здоровья ухудшится и возникнет сомнение в дальнейшей возможности работать в прежнем качестве.
Доверенность на вождение, когда нужна
Распространено мнение, что доверенность придется оформлять в любом случае, если автовладелец собирается передать руль другому человеку, а сам не собирается при этом быть рядом. Это мнение соответствовало истине до недавнего времени, а именно до ноября 2012 года, когда вышло Постановление Правительства РФ №1156. Оно внесло некоторые коррективы в регламент работы ГИБДД, а точнее — чем человек обязан подтверждать свои права на машину, если его остановит автоинспектор.
Согласно последним изменениям законодательства, сидящий за рулем, помимо регистрационных бумаг, ключей от машины и собственных водительских прав, предъявляет полис ОСАГО, куда вписаны все, у кого есть право управления конкретным авто. Таким образом, конкретно для вождения доверенность не нужна, однако если автовладелец доверяет свой транспорт третьему лицу для совершения юридических действий, выезда за рубеж, оформления ОСАГО или просит забрать эвакуированную машину со штрафстоянки — доверенность придется оформить.
Осмотр машины сотрудником ДПС
Автоинспектор вправе остановить едущую машину и осмотреть, если у него возникла необходимость проверить груз на предмет легальности, проверить номера или удостовериться, что водитель не замешан в административном правонарушении. Но после того, как «страж дорог» взмахнул жезлом, события могут развиваться по-разному, вплоть до проверки всего содержимого салона и багажника до мельчайших деталей.
Это незаконно. При осмотре сидящий за рулем вправе вообще не покидать салон. Инспектору должно быть достаточно визуального осмотра внешнего вида машины и прицепа, также документов.
Все остальное уже называется досмотром.
И если инспектор открывает дверь, садится внутрь, водитель вправе потребовать у «стража дорог» обоснования таких действий.
Особенности досмотра авто
Проверка салона, багажника, прицепа, груза авто, любое изучение внутренней обстановки называется досмотром. Даже если инспектор требует от автовладельца выйти из салона — это уже досмотр. Эта процедура не может проводиться просто по желанию инспектора и даже на основании интуитивных подозрений. Досмотр регламентирован ст. 27.9 КоАП и предполагает:
- ориентировку;
- обоснованные предположения о присутствии опасного или запрещенного к перевозке груза, наркотиков или других ограниченных в обороте веществ, также возможную причастность к совершению правонарушений;
- отказ автовладельца или сопровождающего груз в осмотре.
Таким образом, получается, что хотя автоинспектор не на все имеет право, но лучше все-таки открыть багажник по его требованию и лишний раз не упорствовать, если нет желания задержаться и тратить время на выяснение отношений с полицией.
Обязанности водителя
К числу обязанностей сидящего за рулем относятся:
- предоставление водительских прав и прочей сопутствующей документации для проверки по требованию автоинспектора;
- обеспечение собственной безопасности и тех, кто сидит в салоне;
- предоставление авто и груза для проверки на таможенном контроле;
- обеспечение исправности авто. В случае серьезной поломки, если владелец не может справиться с ней своими руками, он обязан направиться в сервис-центр, соблюдая предписанные меры безопасности.
Также автовладелец обязан предоставить машину представителям спецслужб, медицинским работникам или фармацевтам в случае, если идет речь о спасении чьей-то жизни.
Приказ Минтранса №15
Все, что имеет отношение к режиму труда и отдыха водителей, закреплено в Приказе Минтраса № 15 (ред. 2018 г). Работодатели при составлении графиков и расписаний обязаны ориентироваться именно на этот источник. Нарушения норм труда и отдыха недопустимы. Если речь идет о дальних перевозках, когда водитель не может вернуться домой в тот же день, наниматель обязан включить в график стоянку и отдых. При составлении рабочих нагрузок также обязательно учитывается мнение профсоюзного органа.
Водитель может работать стандартные пять или шесть дней в неделю или по скользящему графику, но в любом случае, длительность его недельной работы не может быть больше 40 часов. Ежедневной — не более десяти часов, в некоторых случаях — 12 часов.
Рабочий день обязательно делится на две части (минимум через пять часов после начала), также водитель должен иметь время на передышку в вождении.
Итак, права и обязанности есть у всех участников движения и у тех, кто контролирует соблюдение этих норм. При этом водителям стоит помнить, что основная его цель все же не спорить с автоинспектором, а содействовать в обеспечении законности.